Welcome to Екомобіль. Життя без вихлопа

Search   in  

 Главная страница | Форум  

Статьи
· ЭлектроСлавута
· Электромобиль Михалыча - Электра-2
· General Motors EV1
· Tesla Roadster
· Wrightspeed X-1
· AC Propulsion tzero
· Venturi Fetish
· KAZ
· Eliica
· Таврия Электра
· Електровелосипед - погляд з різних сторін
· Tesla Motors - Model S
· Спілка екомобілістів України - матеріали та хроніка
· Н.Парафенко «О моих самоделках, о «Старте», электромобилях и о Северодонецке»

Навигация
· Главная
· Добавити новину
· Дружні сайти
· Журнал
· Контент сайта
· Наші опитування
· Пошук
· Приватний кабінет
· Приватні повідомлення
· Форум (старий)

  
Н.Парафенко «О моих самоделках, о «Старте», электромобилях и о Северодонецке»




Страница: 1/5

  Уважаемые коллеги!



  Знакомый журналист, понимая неотвратимость и перспективность развития в Украине экомобилестроения по созданному мной проекту и проекту концепции Государственной Программы, решил утвердиться в роли
автора истории вопроса. Он предложил мне изложить подробно сведения, связанные с предысторией экомобильной тематики, чтобы потом  её литературно обработать.


  Пока могу поделиться тем, что записано на диктофон с моих уст без литературной обработки. Журналист давно не появлялся, по-видимому загружен политической тематикой. Пользуясь Рождественскими праздниками, я преобразовал в текст часть диктофонной записи моих ответов на его вопросы и предлагаю Вам это чтиво.


  Я не претендую на исключительность влияния своей деятельности в области самодеятельного автомобилестроения на историю создания именно автомобиля "Старт", но в создание его предыстории вписал свою страницу, а в продолжение этой истории пытаюсь вписать целую главу. Виктор Гюго утверждал, что нет ничего прогрессивнее идеи, время которой пришло. Но среднее время такого прихода по статистике составляет от 40 до 80 лет. (См. стр. 66 проекта). Значит, для того и был дан "Старт" в 60-х годах, чтобы в 2010-х вписаться в статистику прихода времени прогрессивной идеи. Потому, по-видимому, история "Старта" и получила продолжение. Над этим и трудимся.


1. О моих самоделках.

Летающая рама

   В 1959 г. в г. Сватово Луганской (Ворошиловградской) обл. я построил уже второй автомобиль. Первая конструкция рамы оказалась неудачной и пригодилась, как арматура при строительстве подвала. Вторая конструкция хребтово-тоннельной рамы из сваренных по длине труб круглого сечения оказалась настолько удачной, что тиражировалась в последующем многими автолюбителями в СССР. Автомобиль вначале представлял собой "летающее шасси", опробованное в г. Сватово и его окрестностях. На это шасси, впоследствии, был установлен фанерный кузов, боковины которого были изготовлены в виде каркасов из твердых пород дерева и обшивались фанерой. Кузов был открытым и без дверей, вход - через верх. Предполагалось обтянуть эту фанеру кузова обычной парусиной и покрасить, как это делалось в авиации. Этому помешала моя попытка поступить на учебу в Харьковский политехнический институт. В Харькове, в магазине на ул. Свердлова у нас с моим приятелем своровали чемоданчик с документами. Приютили меня в Харькове люди, которые рассказали о мастере спорта Никитине, который создал спортивный автомобиль "ХАДИ" с кузовом из стеклопластика. Что это за чудо-материал - никто не знал, но что "чудо" - было фактом.

  В ХАДИ я получил информацию, что на Лисхимстрое (Северодонецк) есть завод стеклопластиков и что там можно достать эти материалы. Оказалось же, завод только строится, и никаких подобных материалов там достать не удалось. Оказалось, они есть в ОКБСП. Там завелось знакомство, разобрался я и с этой технологией, помогли  мне и с материалами. Я спаял жестяный бачёк и встроил его в чемоданчик "балетку" (около 4-х литров) и пошло подпольное "снабжение" смолой ПН-1. Знакомые ребята и девушки это делали успешно, возглавляла процесс впоследствии технолог ОКБСП Луиза Кодрусева. Все были заинтересованы и устремлены, т.к на "летающем шасси" многие успели покататься с ветерком и неоднократно ездили искупаться в г. Сватово на р. Красную и на рыбалку на р. Оскол в районе г. Купянска. Но главное - рождался новый автомобиль из стеклопластика. Это чудо техники с двигателем от мотоцикла К-750 в г. Сватово не удавалось поймать на мотоцикле местному автоинспектору Адаму. Подпольное «снабжение" понимало и начальство ОКБСП и, в пределах возможного, делало вид, что не замечает. Грань приличия наша команда не переходила. Северодонецк был самым молодым городом в СССР, изобретательность, дружба и взаимовыручка молодости были на высоте. "Поставку" стеклоткани осуществлял снабженец Семён Ольшанский, правда, уже из других соображений.

  По субботам и воскресеньям энтузиасты из Северодонецка приезжали в г. Сватово, где и происходило коллективное колдовство над кузовом. Фанерный кузов вместо планируемой ранее парусины был обтянут несколькими слоями стеклоткани Т-90, пропитанной смолой ПН-1. В прочности этого чудо-материала вначале я сомневался, потому делали потолще, особенно в местах крепления закладных деталей. Потом фанеру, деревянные шпангоуты и лонжероны пришлось убрать, а вместо их добавить ребра жесткости. Кузов оказался непробиваемым даже молотком, да и выглядел достаточно прилично. Его фото представлено на стр. 65 проекта в моей статье «Материалы третьего тысячелетия».

  К этому времени нашлись и мои документы, в т. ч. и аттестат зрелости. В 1960г. я сдал вступительные экзамены в Рубежанский общетехнический факультет ХПИ им. В. И. Ленина. На этом автомобиле был совершен пробег Сватово – Рубежное - Северодонецк, где не один раз праздновалась победа энтузиастов на берегу Донца.

  Молва о чудо-технике в Северодонецке и в Рубежном быстро расходилась. Более того, благодаря "изобретению" первого автомобиля из стеклопластика и выросшему авторитету изобретателя, по протекции лаборанта кафедры начертательной геометрии РФ ХПИ А. Гарного (автомеханика по профессии, жителя г. Северодонецка), меня приняла на работу лаборантом зав. кафедрой физики Л. Н. Лембик (живёт в г. Рубежное). Я стал жителем г. Рубежного. У меня возник серьёзный авторитет, даже автоинспектор г. Рубежного И. Л. Чёрный выдал мне справку, благодаря которой в районе Рубежное – Северодонецк - Лисичанск никто меня не трогал.

  Однажды, не доехав до 1-й проходной СХК, сломался шарнир задней полуоси (от карданного вала мотоцикла К-750). Кто-то подсказал, что недалеко автобаза. Мы толкали машину до САРБ, где нам оказали помощь в ремонте, чтобы доехать до Рубежного. Машину облепили любознательные сотрудники больше обычного. Одни восхищались, другие окрестили этот шедевр «корытом на колёсах». Мне это не понравилось, но это имя «корыто» приклеилось надолго (без дверей!). Мы уехали, и шарнир сломался повторно против завода «Заря» (Рубежное, пос. Южный). Был конец рабочего дня, и опять облепили «корыто» уже другие заводчане. Подошел и высокий симпатичный человек. Все уважительно расступились. Оказалось - главный технолог завода, канд. техн. наук М. Я. Розкин. Этот человек мне очень понравился необычной интеллигентностью. Представился, очень корректно поставил ряд вопросов, все окружающие его внимательно слушали. Чувствовался авторитет и простота. Он тут же предложил мне работу в каком то экспериментальном участке этого секретного завода. Но я уже работал в РФ ХПИ, где и учился. Он выразил сожаление и надежду на встречу, может, я передумаю, а если нет - он с усмешкой заметил, что согласен подождать, пока окончу институт. Мы дружелюбно расстались, а встретились вскоре после взрыва цеха № 8 завода «Заря». М. Я. Розкин перешёл работать в РФХПИ и нашел меня, мы подружились. Он был учеником школы известного всему миру академика Н. Н. Семёнова (Институт химической физики в Москве создал Н. Н. Семёнов). Создавали мы новую кафедру. Он стал формировать из меня научного работника, 13 лет были вместе, дружили семьями. Он стал доктором технических наук, профессором, а я – кандидатом технических наук, доцентом. Благодаря «корыту» я получил настоящего Учителя.

    Мой автомобиль заинтересовал многих. Особый интерес проявил директор горэлектросети г. Рубежное В. Р. Миллер. Он загорелся идеей создать для себя самодельный автомобиль, ссылаясь на свои возможности и связи с начальством САРБ. Он и преподнёс эту идею своим друзьям в САРБ, ссылаясь на то, что уже существует в натуре автомобиль с кузовом из стеклопластика, хотя и примитивный. Скорее всего, это и послужило зарождением у этого начальства идеи создать новый проект - "Старт". Об этом свидетельствует и тот факт, что с прямым участием В. Р. Миллера на САРБ начали создавать легковой автомобиль с открытым двухдверным кузовом в стиле американских моделей. Впоследствии, уже после появления «Старта», этот легковой автомобиль, с неофициальным названием (без регистрации в ГАИ) «Заря» был публично представлен на демонстрации в Северодонецке. Сразу же после этого, автомобиль оказался в собственности В. Р. Миллера. Он его зарегистрировал в ГАИ на своё имя, как самодельный, под названием "Новинка". Мы изготовили ему на этот автомобиль крышу по форме крыши ГАЗ-21. Этот автомобиль прослужил ему более 30 лет, а недавно он его порезал, т. к. негде было ставить, осталась только комплектация. Об этом он сообщил мне по телефону совсем недавно, в январе 2010 г.

  Кто в САРБ перехватил идею энтузиастов «легковушки» для первостепенного создания «Старта» и организовал ему «зелёную улицу», мне неизвестно. «Легковушка» начиналась после «корыта», но раньше «Старта», а появилась позже. О том, что создавалась «легковушка» мне было известно от В. Р. Миллера, с которым мы часто встречались, жили в одном доме. Я надеялся воспользоваться матрицей, чтобы заменить «корыто» на красивую машину, используя дружеские отношения с Ю. И. Андросом. Так оно потом и решилось. О том, что в САРБ создают автомобиль «Старт», мне тоже было известно через В. Р. Миллера. Кроме того, по поводу создания «Старта» в Северодонецк летом 1963 г. приехал М. Стрельцов, корреспондент газеты "Ворошиловградская Правда". Мы были до этого знакомы по моей работе в Сватовском райкоме комсомола. И вот летом 1963 г. в сторону Рубежного бежало шасси "Старта" с пассажиром - М. Стрельцовым, а мы на «корыте» приостановились на обочине в районе с. Воеводовки против молокозавода. Увидев необычную машину, они остановились. Мы узнали друг друга, М. Стрельцов объяснил суть дела, сфотографировал нас и это фото с заметкой «Самодельный автомобиль» опубликовал потом в «Ворошиловградской Правде». Вырезка из газеты у меня сохранилась. Шасси «Старта» тут же развернули и мы следом за ним приехали в САРБ. Так я познакомился с Ю. И. Андросом. Он показал мне его заделы и гипсовый макет «Старта», подарил проспект выставки американских моделей автомобилей 1959 года и пообещал помочь с отклейкой кузова легковушки, как только будет готова матрица. Впоследствии, когда я приехал за матрицей, он вручил мне и фото гипсового макета автомобиля «Старт». Фото сохранилось (стр. 65 проекта в моей статье «Материалы третьего тысячелетия»). С Ю. И. Андросом у нас совпали чисто творческие интересы и сложились хорошие отношения, других создателей «Старта» и руководства этим проектом я не знал, мой статус лаборанта не позволял общаться на таком уровне, да и ощущать на себе высокомерность начальства я не хотел.     


Первый автомобиль из СП
Первый автомобиль (после спортивного "ХАДИ") с кузовом из стеклопластика ("Корыто"), фотография 1963 г. сделана одновременно с другим фото, для статьи "Самодельный  автомобиль" в газете "Ворошиловградская правда"

Первый автомобиль из СП. Вид спереди.

Первый автомобиль из СП. Вид сзади.

  Технология контактного формования кузовных профилей мною была освоена с нуля на практике, но нуждалась в усовершенствовании через промежуточную матрицу, вместо прямого контактного формования на натуральную модель, что и заложил Ю. И. Андрос  на САРБ. Я неоднократно общался с Юрием Ивановичем Андросом, но не приходило в голову поинтересоваться истоками идеи его начальства о создании "Старта", и как получилось, что «Старт» опередил легковушку, осталось тоже загадкой. Сам же Ю.И.Андрос впоследствии уехал в город Ригу на завод РАФ.

  Далее события развивались бурно. В Северодонецкой авторембазе закончили работу по созданию натурного макета «Старта», сняли матрицу (контрформу) и отклеили первый кузов. Установили его на упомянутое шасси и к концу 1963 года «Старт» был готов. Потом началась организация цеха для малосерийного производства. Цех создали в Рубежном в готовом корпусе (против завода ЖБИ, почти рядом с заводом "Заря", пос. Южный). Кстати, отсюда, по-видимому, и возникло неофициальное название «Заря» единственного легкового автомобиля.

 В г. Рубежное, где я работал и учился, моё увлечение подхватили многие энтузиасты. Для замены «корыта на колёсах» на красивую машину, по протекции Ю. И. Андроса, от начальника цеха Иванова я заполучил матрицу для изготовления кузова. Долгое время (года два) матрица находилась у меня. Мастер этого цеха, бригадир женской "команды" по отклейке кузовов И.М. Шовкун помогал мне в отклейке кузовов. За это он получил от меня шасси в сборе, на колёсах, с двигателем от Запорожца и отклеил себе кузов на этой матрице в уменьшенном варианте.

  На этой матрице, в Рубежном было отклеено 11 кузовов уже с изменениями. Два оказались в Лисичанске (А. Ямпольский и С. Казарян), восемь, включая «Новинку», осталось в Рубежном (В. Миллер, Н. Парафенко, А. Парафенко, П. Каменчук, И. Билер, Г. Проказин, Е. Селезнёв и И. Шовкун), один в Сватово (Л. Калиниченко). Судьба кузовов И. Шовкуна и Л. Калиниченко, который свой кузов отправил в Сватово, живя в Северодонецке, мне неизвестна. Остальные получили статус автомобилей, которые были зарегистрированы в ГАИ. В Рубежном было создано много машин и с другими кузовами. На многих машинах я испытывал свои конструкции шасси и подвесок. Конструкцию  однорычажного направляющего устройства передней подвески моего «корыта» через несколько лет повторила немецкая фирма «Магирус Сатурн».


Фото 1970 г. Автомобиль «Турист»  А. Прафенко
Фото 1970 г. Автомобиль «Турист»  А. Прафенко. Кузов отклеен в матрице, в которой создавлся кузов автомобиля, упоминаемого  многими как  «Заря» (оана же- "Нвинка").. Внешнее  отличие "Туриста" от "Зари" в том, что в «Туристе» были установлены самодельные подфарники из оргстекла, т.к  "Зимовских" не оказалось и передняя "Волговская" решётка тех времён  установлена без обрамления (молдинга, поэтому кажется коротковатой). В остальном- точная копия "Зари". Автмобиль "Турист" то же участвовал в традиционных  Всесоюзных автопробегах автомотоконструкций, организованных ЦК ВЛКСМ  и журналом "Техника-молодёжи"   По записке Иванова матрицу увезли в Северодонецк. По недостоверной информации, там отклеили изменённый вариант ещё одного или двух кузовов, но я их не видел. Скорее всего, один из них и оказался потом второй «Зарей», о которой пишут в печати.

   Своё «корыто» я подарил брату. Он заменил раму и двигатель (от Запорожца), установив его сзади. Через некоторое время  тоже отклеил себе новый кузов и сделал новую машину. Усовершенствованное «корыто» передал земляку по Сватово, жителю г. Северодонецка, А. Рыбальченко.
  По производству самодельных автомобилей г. Рубежное лидировал на союзном уровне. В Рубежном было зарегистрировано более 30 машин, при этом общее число их по Союзу  в то время составляло около 100 штук, из которых мало было стеклопластиковых.

   Мой автомобиль "Юбилей" с немного изменённой формой кузова и с крышей был удостоен Золотой медали Всесоюзной Выставки научно-технического творчества молодёжи СССР в Москве - за автомобиль с оригинальным кузовом из стеклопластика, а мне вручили Диплом Лауреата этой выставки. Слухи о том, что «Заря» экспонировалась на ВДНХ, безосновательны. Скорее всего, эту «Зарю» по слухам перепутали с моей машиной на выставке в Москве. «Заря» официально не имела такого названия, она стала «Новинкой» сразу же после публичного показа в Северодонецке. На стр. 65 проекта представлено фото моего «Юбилея» в том варианте, в котом он демонстрировался на Всесоюзной выставке. От первоначального дизайна он отличается наличием крыши и формой лобового стекла. В первозданном виде в качестве лобового стекла Ю. И. Андрос использовал заднее стекло от Волги «ГАЗ-21» с добавками по краям косячков, в результате оно выглядело панорамным, как в американских моделях.


Юбилей до переделки
Автомобиль "Юбилей", удостоенный золотой медали на всесоюзной выставке научно-технического творчества молодежи, Москва на переднем плане - его создатель, Н. Парафенко.
   Неоднократно был участником традиционных автопробегов самодельных автомотоконструкций, организованных ЦК ВЛКСМ СССР и редакцией журнала "Техника - молодёжи".
   Среди других конструкций, автомобиль "Юбилей" был наиболее просторным, элегантным и самым  совершенным, поэтому на автопробегах постоянно  был штабной машиной. На нём катали многих известных в то время знаменитостей. Автомобиль и сейчас живой, нуждается в покраске.

   На своём автомобиле «Юбилей» я исколесил весь СССР. Участвовал в нескольких автопробегах. Автомобиль служил исправно более 35 лет, пока у меня не появилась "Тойота". Автомобиль "Юбилей" совершил пробег более 800 тысяч километров и стоит сейчас на моей усадьбе в г. Буча, в 6-и километрах от черты Киева. Если отмыть образовавшийся сверху мох и покрасить - он готов служить и дальше. Тоннельно-хребтовая конструкция рамы, на которой на 14 резиновых опорах закреплён кузов, выдерживала многократные перегрузки. На Союзных соревнованиях в классе "Волг" и "Москвичей" я дважды занимал 2-е место. На трассе Москва-Симферополь скорость достигала 155 км/час при абсолютной устойчивости. Автомобиль выручал и при строительстве дома в г. Кременная и в г. Буча. Много стройматериалов и пожитков на нём перевезено из Рубежного в Бучу.


Юбилей до переделки


Юбилей после переделки
Автомобиль "Юбилей", после переделки (удлинены двери и весь автомобиль примерно на 150 мм, изменена крыша, установлены лобовое и заднее стекла от "жигулей",  установлены прямоугольные фары вместо круглых, дверные ручки и замки от "жигулей", уменьшены задние "перья" подъемом крышки багажника), фотография 1980 г.

  Из Рубежного я уехал в Киев в декабре 1983 г. для выполнения работ по ракетно-космической тематике НПО "Энергия". Для этого, еще в январе 1982 г. по протекции спецслужб мне секретно сняли прописку в паспортном столе г. Рубежное. Но потом от переезда в г. Калининград (на НПО «Энергия», Подмосковье) я отказался. Взамен мне предложили лабораторию в Буче и 22.01.1982 г. уже прописался в Буче. Работал же я в Рубежном после «секретной выписки» еще два года без прописки, но в паспортном столе г. Рубежное эти сведения держались втайне.

  После распада СССР НПО "Энергия" (г. Калининград, Московской обл.) и НПО "Машиностроение" (г. Реутов, Московской обл.) прекратили финансирование работ по ракетно-космической тематике в Украине. К этому времени мною был накоплен достаточный опыт в части создания шасси, кузовов и компоновочных решений, и я приступил к разработке нового направления – экомобилестроения.
Одна из конструкций шасси с хребтовой рамой вместо хребтово-тоннельной
Одна из конструкций шасси с хребтовой рамой вместо хребтово-тоннельной

Чертежи рамы в натуральную величину раскладываются на земле для натурного моделирования


Фотокопия упомянутой статьи в газете "Ворошиловградская правда"




Следующая страница (2/5) Следующая страница


Сайт електромобілістів України
PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. This is free software, and you may redistribute it under the GPL. PHP-Nuke comes with absolutely no warranty, for details, see the license.
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com
Открытие страницы: 0.10 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com